?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наши художники

6. Персоны

Иван Песке

Французские импрессионисты с берегов Южного Буга

Песке (Пескевич) Иван (Жан) (фр. Jean Misceslas Peske, пол. Jan Mirosław Peske; 27 июля 1870, Голта Каменно-Мостовской волости Ананьевского уезда Херсонськой губернии — 21 марта 1949, Ле-Ман, Франция) — французский живописец, график, импрессионист польского происходжения, родом из Украины.




Родился в селе Голта в семье врача польского происхождения Яна Пескевича. Детство прошло в Голте, на живописных берегах Южного Буга, здесь будущий художник напитывался красотой украинской природы, запоминал жаркую палитру южных красок. Учился в киевской художественной школе. В 1885–1888 годах продолжил учебу в Одесской школе рисования. Здесь Иван нашел себе близких друзей в лице Осипа Браза и Давида Видхопфа – в будущем известных художников, с ними судьба снова сведет его, но уже во Франции. В Одессе Песке изучал архитектуру, занимался в классе рисунка, впервые приобщается к станковой живописи. Молодого художника покорила Одесса, этот европейский и самый космополитический город Российской Империи, его бурная культурная жизнь.




Отдых в лесу


Парижский бульвар


MERE ET ENFANTS


Пейзаж






Мосты Сены


Рисовальная школа Одессы занимала особое место в культурной жизни России: она была первой основанной на Украине, при этом, она патронировалась Санкт-Петербургской Академией художеств, которая помогала ей методическими пособиями, денежными субсидиями и литературой. В этой художественной школе часто бывали И.К. Айвазовский, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.В. Верещагин и другие знаменитые художники.
К 1888 году, одесская школа выпустила таких знаменитых в будущем художников как академики Ф.А. Рубо и К.К. Костанди. Последний после окончания петербургской Академии художеств вернулся в родную школу, став в 1885 году ее преподавателем. Побывав в 1887 году в ряде стран Западной Европы, он испытал глубокое воздействие французских импрессионистов. Революционному методу в искусстве новатор-педагог следовал не только в своем творчестве, но и активно пропагандировал среди учеников школы. Под его началом первое художественное образование, как и Песке, получили Л.О. Пастернак, И.И. Бродский, А.А. Шовкуненко, Н.И. Альтман, Д.Д. Бурлюк и другие. Их имена вписаны в историю не только русского и украинского, но и мирового изобразительного искусства.
В девятнадцать лет, покинув родительский дом, Иван Пескевич уезжает в Варшаву. Выбор был прост. Здесь у него есть родственники и соответственно поддержка, ведь учиться в российской столице очень дорого. В Варшаве Иван поступает в Школу изящных искусств, в класс рисунка, а по вечерам слушает лекции известного профессора Войцеха Герсона, по настоянию которого через некоторое время переезжает в Париж для продолжения своего художественного образования.
Париж
Приехав в 1889 в Париж, Песке сблизился с Полем Синьяком – одним из основоположников пуантилизма. Позже работал в совместных проектах с художниками группы «Наби». Их стилистическая манера была особенно близка его творчеству.
Занимался в академии Руссо Анри Жюльена (Henri Julien Fеlix Rousseau) под руководством не менее известного художника и графика Жан-Поля Лорана (Jean-Paul Laurens).
С 1891 года входил в круг сотрудников литературно-художественного журнала «La Revue Blanche» (издатели - братья Александр, Таде и Луиз-Альфред Натансон).
Был близко знаком с французским художником - постимпрессионистом Анри Тулуз-Лотреком (Henry de Toulouse Lautrec Monfa), а так же с Полем Серюзье (Paul Sеrusier), Морисом Дени (Maurice Denis), Полем Синьяком (Paul Signac) и Пьером Боннаром (Pierre Bonnard), входившими в группу французских художников - приверженцев модерна и символизма «Наби» («Nabis»). Художники этого направления искали вдохновение в античных мифах, одухотворяли природные мотивы.
Жан Песке учился искусству офорта у французского живописца Камиля Писсаро (Jacob Camille Pissarro), последовательного сторонника импрессионизма. Под влиянием П. Синьяка упражнялся в пуантилизме, в основе которого лежит особая техника письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы; характеризуется отказом от физического смешения красок, ради оптического.
Выбор сюжетов, использование простых композиций и ярких красок делают Ж. Песке близким импрессионистам, а интимный характер изображаемых интерьеров роднит его с «Наби-дами», манера работы с цветом и удлиненными тенями напоминают о школе «Понт-Авена» («Pont-Aven»). Живописцы этой школы развивали импрессионизм в направлении синтетизма. Художники, принадлежавшие к синтетическому течению, пытались в своих произведениях «синтезировать» три понятия: внешний вид изображаемого; свои собственные чувства в отношении изображаемого; эстетичность линий, цвета и формы изображения.
На своих полотнах Ж. Песке изображал пейзажи, портреты и натюрморты, интерьеры и сцены материнства, он считался самым знаменитым художником по изображению лесов и деревьев. Пастели и акварели художника многие эксперты ставят в один ряд с работами Анри Тулуз-Лотрека.
Благодаря знакомству с Тулузом-Лотреком Песке освоил новую технику: печать напрямую на камне плакатов и литографий; создал серию произведений в стиле модерн. Также является автором импрессионистических пейзажей (Вандеи, Бретани, юга Франции), портретов, натюрмортов.
В 1901 журнал "La Revue Blanche" провел его персональную выставку, которая была отмечена влиятельными современными критиками Феликсом Фенеоном (Fеlix Fеnеon), а так же искусствоведом и художественным руководителем журнала «Le Figaro» Арсеном Александром (Arsen Alexandre).
В 1902 – 1911 гг. работал на пленэре в Барбизоне. Критики будут подчеркивать связь пейзажей Песке с Барбизонской школой. Он, как и Теодор Руссо, воспоет красоту Барбизона. Здесь он познакомился с российским живописцем, мастером пейзажа Константином Павловичем Кузнецовым. Много путешествует по Франции, очарованный городком Кольюре в Лангедоке, часто возвращался туда.

В 1905 Песке поселяется рядом с Барбизоном, пишет этюды в лесах Фонтенбло. На Осеннем салоне покажет свои новые работы, в которых раскроет талант колориста. На этом салоне он будет выставляться регулярно до конца своих дней.
Выставлялся в салонах: Осеннем, Независимых, Тюильри, Национального общества изящных искусств, участвовал в групповых выставках во Франции.
В 1907 г. состоялась большая выставка его произведений совместно с Анри Матиссом в известной галерее Бернхейм-Жён на бульваре Мадлен, где Песке представил натюрморты и цветочные композиции, поражающие ярким колоритом.
В 1914 г. государство покупает большое полотно «Сбор каштанов», показанное в галерее Бернхейм-Жён. Войну вместе с семьей встретит в Борме.
В 1918 г. возвращается с семьей в Париж. Выставляет натюрморты, вдохновленные югом Франции, в галерее Нюн и Фике на проспекте Малакофф. Государство покупает два произведения: цветочный натюрморт «Анемоны», исполненный маслом, и рисунок тушью «Сена в Мелёне».
В 1921 г. получает французское гражданство.
В 1923 г. с успехом проходит выставка его картин в Нью-Йорке, в галерее Дюран-Рюэля на Пятой авеню. Откроет у себя в мастерской курс рисунка и живописи для молодых художников.
В 1925 показал офорты в павильоне "Искусство книги" на Международной выставке декоративных искусств в Париже.
В 1928 г. по приглашению богатых заказчиков приезжает в Женеву. Работает в больших парках и садах, окаймляющих Женевское озеро. По заказу Жана Хеннесси создает огромные полотна для его замка в провинции Коньяк.
В 1934 основал в Колльюре, на юге Франции, художественный музей.
Примет участие на Всемирной выставке 1937 года в Париже.
Провел персональные выставки в галереях Дюран-Рюэль (1940) и Сен-Пласид (1948).
Был женат на художнице Е. Лушниковой, приехавшей в Париж учиться скульптуре у Родена (François-Auguste-Renе Rodin). В польских кругах Парижа художник имел много друзей, среди которых были ученый-экспериментатор Мария Кюри (Marie Curie), с которой у него установились дружеские отношения на долгие годы; поэт Гийом Аполлинер (Guillaume Apollinaire), один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала ХХ-го века и др.
Во Франции издано множество исследований творчества Ж. Песке, наиболее полно творчество художника отражено в монографии «Somogy editions d’art. Jean Peske. Paris, 2002».
В конце 1940-х годов Иван Пескевич обосновался в городке Ле-Ман - столице департамента Мен.
В 1947 г. перенесет инсульт. Пытается писать действующей правой рукой и делает последние записи в своих дневниках.
Умер художник 21 марта 1949 г.

Мемориальные выставки:
1950 выставка в рамках салона Независимых
1960 – в галерее International в Нью-Йорке
1972 – в галерее Дюран - Рюэль в Париже
Крупная персональная выставка Ж. Песке (около 80 работ) в 2002-2003 годах совершила путешествие по маршруту Вандея - Сан-Тропе - Колюр.
9-28 сентября 2011 года работы Песке прибыли на его родину.
Киевський Национальный музей русского искусства (ул.Терещенковская, 9) провел выставку «Иван (Жан) Песке. Диалог культур» - произведения мастера, творчество которого стало образцом тесного родства русской, украинской и французской культур. Было представлено около 70 живописных и графических работ мастера, охватывающих различные периоды его творчества.



Купание, Диптих


Купание. Диптих


Обнаженная на берегу реки


Обнаженная со спины


Плотний за работой


Послеобеденный отдых


Рисуной на листке из тетради


Сбор урожая


Среди провансальной долины


Пастель на украинскую тему

Имя Ивана Песке (1870 – 1949) – одного из представителей Парижской школы – широко известно на Западе, однако практически незнакомо украинской публике.
«Песке остается среди лучших, среди тех, кто, продолжив импрессионизм, и затем, оставив эту технику, сумел оказать сопротивление экстраживописным вызовам, шел непоколебимо по предназначенному только ему пути. Его творчество – такое, какое есть: крепкое! И этот мастер может находиться рядом с самыми известными». Андре Варно, критик, автор термина "Парижская школа". А вот какой отзыв на творчество Песке оставил легендарный Гийом Аполлинер: «Жан Песке, малоросс, является чудесным художником и французская школа может претендовать на его творчество».
Сегодня работы художника сберегаются в музеях Парижа, Руана, Сен-Тропе и других городов Франции, а также Женевы и Варшавы. Выставлены они и на аукционах.
Любовь к солнечному Провансу и Вандее и удивительная возможность Песке передавать красками «душу» французского юга объясняется просто: этот край южной Франции напоминал Яну его родную Украину. «Боже, как все это напоминает Украину – даже у земли тот самый запах», – пишет он в дневнике. И мы с вами, наблюдая картины художника, можем убедиться, что многие детали выписаны на них в украинской традиции, это и цветовая гамма и цветочные композиции.
Пример творчества Яна Песке подтверждает правило, что лучшие образцы мировой культуры, в частности в живописи, рождаются «на стике» или на живом контакте разних культур и профессиональных школ. Когда одна дополняет и развивает другую.

Галерея некоторых работ Яна Песке в сети:
http://www.askart.com/AskART/artists/search/Search_Repeat.aspx?GotoPage=1&Total=211&PerPage=25&SearchType=AUCTION_RECORDS&Artist=20461
http://artist.christies.com/Peske-Jean-Misceslas-1870-1949-39067.aspx

Profile

наш куинджи
golta_il
Остров Любви - путеводитель по Первомайску

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono